Хороший человек — это профессия: все о важности мягких навыков при трудоустройстве

Бывает так, что даже при идеальном резюме и отлично выполненном тестовом задании человеку по итогам собеседования не предлагают работу. Причины могут быть разные, но часто это из-за слабо развитых мягких навыков — Soft skills. Доцент кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий, руководитель трека «Медиалингвистика и коммуникация» Университета МИСИС Ирина Васинская рассказала, на что смотрят HR-специалисты, и что работодатели ценят в сотрудниках в долгосрочной перспективе. Эксперт поделилась упражнениями, которые помогут успешно проходить собеседования и строить карьеру.

Мягкие навыки — это всегда про коммуникацию. Умение устанавливать контакт и вести диалог с разными людьми, работать в команде, аргументировать и отстаивать свою позицию, действовать в ситуации неопределенности. Очень важно собирать обратную связь относительно того, как у вас получается оттачивать навыки своей коммуникации. Опираясь на нее, можно делать работу над ошибками, меняться. Адаптивность и обучаемость — одни из ключевых качеств сегодня.

Важный навык, который оценивается на собеседовании — это умение нестандартно решать задачи. Высоко ценится умение принимать решения и, как частный случай, действовать в ситуации неопределенности. Работодатели ценят умение сотрудников распознавать, что и как можно улучшить.

Самый важный, на мой взгляд, коммуникативный навык для современного человека — это самопрезентация, то есть умение рассказать о себе в зависимости от контекста и аудитории. В качестве упражнения можно подготовить самопрезентацию для разных случаев на одну, три, пять и десять минут. Еще есть хорошее упражнение на развитие активного слушания: когда нужно группе людей представить не себя, а другого человека, предварительно выслушав его самопрезентацию.

В крупных компаниях особенно важно, чтобы люди умели сотрудничать. Умение договариваться с любым человеком и осознавать, что в конечном итоге компания имеет одну общую цель. Тут важно отстаивать свою здоровую нагрузку: выполнять то, что относится к кругу ваших задач и компетенций, например, иначе приоретизировать свои задачи.

Очень востребованный навык в наше время — управление проектами. По сути это группа мягких навыков: умение отслеживать выполнение задач, вовлекать сотрудников, вовремя сообщить о том, что что-то идет не по плану. Да, важно не замалчивать, не скрывать какие-то сложные ситуации и быть честным человеком. Это, как ни странно, тоже относится к гибким навыкам.

Способность к саморефлексии. Это умение проанализировать свое поведение и сделать выводы, которые приведут к позитивным изменениям. Я рекомендую проводить небольшую саморефлексию практически каждый день. Можно задавать себе вопросы: какая моя цель на сегодняшний день? На неделю? По каким признакам я пойму, что цель достигнута? Как я себя почувствую, когда ее достигну? Какие действия мне надо предпринять для достижения результата?

При этом нельзя не упомянуть о важности эмоционального интеллекта, умении поставить себя на место другого человека, когда мы даем коллегам обратную связь. Она должна касаться только улучшения бизнес-процессов.

И последнее, но не по значимости — клиентоориентированность. Не забывайте, что ваш работодатель такой же клиент, который ждет качественного выполнения поставленных задач.

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»