Ученые при помощи металлической 3D-печати снизили стоимость деталей для автопрома

В рамках XVII всероссийского форума «ГОСЗАКАЗ» НИТУ «МИСиС» представил ряд готовых деталей для авиакосмоса и автомобилестроения из нержавеющих и цветных сплавов, полностью напечатанных на 3D-принтере. Некоторые из них невозможно изготовить традиционными методами. Разработанная учеными технология снижает себестоимость изделий и сокращает время производства в среднем на 30-50%.

Ученые НИТУ «МИСиС» вывели металлическую 3D-печать на новый уровень, представив универсальную технологию производства деталей, используемых в авиакосмической и авиационной промышленности, на одном 3D-принтере. В качестве основы был взят 3D-принтер российской компании Addsol, конструкция которого была оптимизирована и доработана инженерами лаборатории «Катализ и переработка углеводородов». Стоимость отечественного 3D-принтера в 2 раза меньше чем у иностранных аналогов.

Для печати одной группой металлов пришлось оптимизировать конструкцию принтера, для печати другими — модифицировать сами материалы при помощи полученных коллективом добавок и катализаторов. В итоге была получена уникальная система селективного лазерного плавления для получения 3D-образцов малых размеров из различных, зачастую весьма сложных в обработке, металлов и сплавов.

На форуме «ГОСЗАКАЗ» в Технопарке «Сколково» были представлены полученные с ее помощью реальные узлы для современного машиностроения с оптимизированными характеристиками.

Патрубок системы охлаждения, применяющийся в автомобилях, полностью полученный методом селективного лазерного плавления (SLM). Изготовить такую деталь возможно только аддитивным методом, так как толщина стенки изделия — 0,3 мм, у существующих аналогов — 2 мм.

3D-печать форсунки гидросбива окалины для металлургических производств позволила оптимизировать конструкцию изделия, сократив количество деталей с шести до одной монолитной.

«Пламегаситель, предназначенный для обработки, охлаждения и снижения скорости раскаленных выхлопных газов в авиа- и ракетостроении мы также синтезировали методом SLM, чем обеспечили уменьшение продолжительности изготовления на 50 % в и снижение веса изделия на 40% в сравнении с классическими конструкциями. Из титанового сплава был произведен востребованный в авиапромышленности теплообменник. Лазерное плавление позволило изготовить деталь за одну технологическую операцию вместо трёх», — рассказывает представитель группы разработчиков, младший научный сотрудник лаборатории «Катализ и переработка углеводородов» НИТУ «МИСиС» Станислав Чернышихин.

Еще одно из перспективных применений технологии, по мнению создателей, — печать постоянных магнитов из порошка неодим-железо-бор. Они применяются для создания генераторов, электродвигателей в автомобильной и авиапромышленности. Производство таких магнитов традиционными технологиями — это многоступенчатый, дорогостоящий процесс. 3D-печать позволила сократить количество стадий синтеза и, в конечном итоге, уменьшить стоимость самой детали. Кроме того, аддитивное производство дает возможность синтезировать магниты не только в форме диска или параллелепипеда, а любой сложной формы.

В настоящее время коллектив тестирует режимы печати из бронзы и меди, которые могут использоваться, в частности, для ракетных двигателей, а также магниевых сплавов и чистого вольфрама.

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»