В НИТУ «МИСиС» обсудили актуальные вопросы инклюзивного образования

23 апреля в рамках Ежегодного московского кадрового форума, организуемого НИТУ «МИСиС» совместно с МГГУ, прошел круглый стол «Развитие инклюзивного образования: проблемы и возможности». В нем принятии участие представители вуза, общественных организаций, содействующих трудоустройству людей с ограниченными возможностями здоровья, а также целого ряда компаний.


23 апреля в рамках Ежегодного московского кадрового форума, организуемого НИТУ «МИСиС» совместно с МГГУ, прошел круглый стол «Развитие инклюзивного образования: проблемы и возможности». В нем принятии участие представители вуза, общественных организаций, содействующих трудоустройству людей с ограниченными возможностями здоровья, а также целого ряда компаний.

Круглый стол был инициирован Университетом с целью разработки комплекса решений, позволяющих содействовать интеграции молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в студенческую среду, а также трудоустройству таких людей в социально ответственные компании.


Как отметила
Елена Тимакова из компании KPMG, основной целью инклюзивного образования должно являться предоставление возможностей человеку с ОВЗ успешно трудоустроиться и быть интегрированными в бизнес-сообщество. «Речь идёт не о создании специальных вакансий для инвалидов, а в первую очередь о предоставлении им равных возможностей. Основная проблема при трудоустройстве таких людей не их физические недостатки, а именно недостаток качественного профессионального образования и в том числе знания иностранных языков и компьютерных технологий. Большая проблема — недостаточная социализация этих людей. Инклюзивное образование должно решать эти проблемы», — подчеркнула Елена Тимакова.

София Розенблюм
, координатор инклюзивного образования школы № 1540, высказала иную точку зрения. София много лет работает с детьми, страдающими аутизмом (они, имея зачастую более высокий интеллект, отличаются социальным поведением). «Наши дети не готовы к конкуренции в бизнес среде, им нужна помощь. В случае больных аутизмом существует необходимость создания специальных рабочих мест, как это делается в зарубежных странах. Для них требуется создать особые условия, в которых они смогут максимально проявить свои способности и интеллектуальный потенциал. Внешняя среда должна сделать шаг навстречу таким людям, чтобы помочь им получить качественное образование и обеспечить достойное трудоустройство», — отметила София Розенблюм.

Эту позицию поддержала
Ольга Голышенкова из Международной ассоциации корпоративного образования, отметив, что наиболее современные программы адаптации студентов в профессиональную среду как раз строятся на учете индивидуальных психологических качеств человека. А Марина Перфильева из Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» подчеркнула, что вузам, чтобы разрабатывать и внедрять качественные программы инклюзивного образования, необходимо установить тесный контакт с общественными организациями инвалидов. Такой подход даст четкое понимание потребностей молодежи с ОВЗ и позволит обеспечить их адекватную социализацию в вузе.

Вениамин Кузнецов
, президент РООИ «Российский Союз инвалидов» продемонстрировал свою разработку, позволяющую человеку пользоваться компьютером без зрительного контроля. Незрячий человек посредством специальной клавиатуры со шрифтом Брайля может полноценно работать на компьютере — пользоваться различными программами, в том числе отправлять и получать текстовые сообщения. Также Вениамин Кузнецов продемонстрировал написанное на языке Брайля учебное пособие по работе на компьютере для слабовидящих людей. 100 таких пособий уже изданы и разосланы в специализированные школы-интернаты. Он отметил важность такой работы и поблагодарил специалистов Горного университета за содействие в разработке пособий.

Сергей Хапров
, руководитель научно-образовательного центра дизайна и инноваций НИТУ «МИСиС» Inspiratorium сделал обзор образовательных онлайн- ресурсов, посвященных дистанционному образованию. Вера Пожогина, студентка МИСиС, представила работу Студенческого конструкторского бюро, которая призвана помогать в быту людям, вынужденным пользоваться инвалидным креслом.

Участниками дискуссии достигнута договоренность о ряде совместных действий. В частности, МИСиС планирует инициировать совместные проекты с РООИ «Перспектива», Горный университет продолжит работу над методическими пособиями для незрячих. Кроме того, МИСиС предложил свою площадку для регулярных встреч по вопросам инклюзивного образования, в которых смогут участвовать все заинтересованные организации и персоны.


Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»