Почему дистанционное обучение называют «требованием времени»?

Быть просто педагогом — уже неактуально и скучно, важно быть цифровым педагогом. И дело тут не в карантине, вызванном эпидемией коронавируса, — он лишь актуализировал проблему, считает эксперт

Если бы коронавирус поразил мир лет 10 тому назад, в образовании мог случиться полный коллапс, считает основатель и программный директор международной конференции EdCrunch, директор EdCrunch Univeristy НИТУ «МИСиС» Нурлан Киясов. В интервью редакции ИА REGNUM он рассказал, почему дистанционное образование считает требованием времени, как преодолеть проблемы, сопряжённые с дистантом, и что нужно для создания настоящей цифровой образовательной среды в школах и университетах.

ИА REGNUM: Нурлан, вы можете рассказать нашим приунывшим гражданам о том, как относиться к необходимости дистанционного обучения?

Нурлан Киясов: К такой ситуации не были готовы даже в самых развитых странах и даже в ведущих университетах мира. Исследования показывают, что больше 50% учителей Великобритании, России и многих других стран не были в состоянии организовать дистанционный урок самостоятельно. К счастью, сегодня есть большое многообразие каналов коммуникации, мессенджеров и цифрового контента. Случись такая ситуация 10 лет назад, был бы полный коллапс. Поэтому не надо унывать, наши учителя это испытание выдерживают достойно, и сейчас учебный процесс практически везде они поставили на рельсы.

Учиться дистанционно всегда сложно взрослым, а детям вдвойне сложнее и скучно. Поэтому педагогам начальной школы своими партнерами надо делать родителей, а в средней и старшей школе — делать ставку на самого учащегося и мотивировать его: давать советы по эффективному самообучению, превращать в игру, вдохновлять, поощрять за успехи, стимулировать групповое обучение, предоставлять готовые цифровые ресурсы и проявлять все свое педагогическое творчество. Тут очень важно понимать психологию поведения детей в социальных сетях и использовать эти же инструменты. Тогда будет высокая вовлеченность.

ИА REGNUM: Существует мнение, что дистант — это требование времени и необходимость в нём, так или иначе, возникла бы и без пандемии. Вы с ним согласны?

Нурлан Киясов: Согласен. Сегодня быть просто педагогом — уже неактуально и скучно, важно быть цифровым педагогом. Также как и должна быть цифровая образовательная политика, цифровая бухгалтерия, цифровое продвижение в социальных сетях и многое другое. Проникновение цифровых технологий (по сравнению с другими секторами) идет медленно и с трудом.

Это связано с компетенциями учителей, инфраструктурой, нормативными или закупочными ограничениями, архаичными взглядами руководителей образования. Но когда цифровые технологии докажут свою результативность с точки зрения эффективности обучения, сокращения времени подготовки к уроку для учителя, снизят финансовые издержки, тогда ситуация в корне изменится и проникновение будет массовым. Мы сейчас активно работаем, чтобы это время как можно скорее настало.

ИА REGNUM: Как вы относитесь к утверждению, что самоизоляция — фактор сопутствующий и случайный, лишь ускоривший давно назревшие перемены в системе образования?

Нурлан Киясов: Я не думаю, что самоизоляция как-то сильно повлияет на систему образования. Она очень консервативна и инертна больше из-за того, что государственное финансирование и регулирование тут доминирует. Но очень хочется надеяться, что политики и чиновники в области образования серьезно задумаются о создании надежных кадровых, технологических, инфраструктурных и нормативных условий для создания настоящей цифровой образовательной среды в школах и университетах.

Почему-то любая хорошо работающая инициатива в другой стране находит самую худшую реализацию в наших образовательных организациях. Мне кажется, тут ключевую роль играет цепочка: директор школы — региональный министр-губернатор (в случае школы) или: ректор вуза — федеральный министр (в случае университетов). Всё зависит от их активной позиции и профессионального кругозора.

Как уже сообщало ИА REGNUM, в связи с мировой эпидемией коронавируса в России объявлен месяц нерабочих дней. На это время школьники и студенты переведены на дистанционное обучение.

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»