В 2019 году в НИТУ «МИСиС» стартовала первая в России образовательная программа Integrated PhD, рассчитанная на студентов, которые видят свое будущее в науке, нацелены на академическую карьеру. Объединяя сразу магистратуру и аспирантуру, iPhD позволяет студентам, начиная с первого года обучения, проводить полноценные научные исследования под руководством ведущих российских и зарубежных ученых, принимать участие в работе международных коллабораций. Руководитель программы «Аддитивные технологии для производственной отрасли iPhD» рассказал о преимуществах этого направления и о том, как курс адаптируется к трендам отрасли и текущей эпидемиологической ситуации.
Одно из основных преимуществ обучения по программе iPhD — это возможность решать реально существующие проблемы и заниматься практической научной работой. С какими партнерами идет взаимодействие по программе «Аддитивные технологии для производственной отрасли iPhD» и что получают от этого студенты?
Научная работа в рамках проектов и грантов интегрирована в учебный процесс с первого года обучения. В ходе научной работы студенты получают прямой доступ к последним достижениям в области разработки сплавов для разных отраслей промышленности. В списке наших партнеров госкорпорации, бизнес, ведущие университеты: Росатом, Роскосмос, Ростех, Объединённая двигателестроительная корпорация, Объединённая авиастроительная корпорация и др. Предприятия, заинтересованные во внедрении новых технологий, учреждают целевые стипендии для лучших студентов.
Для кого, в первую очередь, эта программа? Каких абитуриентов вы ждете?
Данная программа рассчитана на абитуриентов, которые хотели бы заниматься научной деятельностью в рамках решения промышленных задач. Программа рассчитана на 5 лет с последующей защитой диссертации.
В каких отраслях смогут работать выпускники вашей программы?
Современные аддитивные технологии широко применяются во многих отраслях промышленности: в космической индустрии, авиации, домостроении, приборостроении и в других областях, где есть потребность в изделиях сложной геометрии из существующих и новых материалов. Готовые функциональные изделия создаются путем послойного выращивания материала, в том числе с применением лазерного спекания металлических материалов (SLM), прямого лазерного выращивания металлических изделий (DMD), холодного газодинамического напыления (Cool Sprey) различных материалов.
В чем отличие первых двух лет обучения студентов программы iPhD от программы обычной магистратуры? Каким образом задается траектория для последующей исследовательской работы?
В первую очередь — это взаимодействие с ведущими российскими и иностранными учеными, которое начинается с первого года обучения на основе совместных исследовательских проектов. В рамках обучения по программе «Аддитивные технологии для производственной отрасли» студенты получают возможность публиковать собственные научные работы, а также работы в соавторстве с научными руководителями в изданиях с высоким рейтингом.
Кроме того, мы предоставляем возможность участия в крупных научных конференциях и научно-технических выставках, в том числе за рубежом. Выступления и публикация тезисов докладов на профильных мероприятиях — это путь к международному признанию в выбранной научной области и укрепление связей с исследователями-единомышленниками.
Каким образом вы организуете практическую работу студентов?
Мы привлекаем студентов к участию в грантах на НИР, проектах, контрактах, программах, инициируемых государственными структурами и научными фондами разных стран мира. Студенты образовательной программы «Аддитивные технологии для производственной отрасли» работают в собственных проектных командах и в коллаборациях с учеными и студентами из других университетов. И еще один немаловажный момент — мы регистрируем патенты на изобретения и открытия наших студентов.
Планируются ли какие-то изменения в программе в этом году?
В связи с эпидемиологической ситуацией мы, конечно, адаптируем курсы, применяя технологии для дистанционного обучения, где это возможно. Мы проводим переговоры с производителями оборудования о возможности использовать часть программных модулей и продуктов в образовательных курсах.
Так как в нашей программе достаточно много курсов с экспериментальной частью и работой на высокотехнологичном оборудовании, мы вносим коррективы в планы обучения, чтобы студенты могли комфортно заниматься и полностью реализовать программу обучения.
Наша программа идет в ногу со временем. Сейчас есть тренд на развитие и внедрение аддитивных технологий в различные отрасли производства, поэтому мы стараемся работать на опережение. Все результаты научных исследований, проводимые в рамках проектов по аддитивным технологиям, отражаются в наших курсах, что сохраняет актуальность программы в целом.
Какие вопросы задают заинтересованные в поступлении на программу «Аддитивные технологии для производственной отрасли»?
Абитуриенты, выбирающие данную программу, уже имеют представление об аддитивных технологиях и их возможностях. Из вопросов, которые они присылают, можно отметить наиболее частые — с каким реальным сектором производства мы работаем, какие научные направления можно выбрать и организационные вопросы, связанные с проживанием, стипендией и др. Также есть вопросы от производственников, которые, работая у себя на предприятии, хотели бы пройти обучение и развивать свое научное направление.