Дмитрий Ливанов: «Физика — это наука, формирующая мировоззрение»

14 октября 2019 года в НИТУ «МИСиС» при содействии Городского методического центра прошел семинар для московских учителей «Знакомьтесь: наш мир. Физика всего на свете». Спикерами выступили Дмитрий Ливанов, российский государственный деятель, доктор физико-математических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования и почетный работник общего образования РФ, обладатель диплома «Золотой фонд прессы», дважды лауреат конкурса «Грант Москвы» Сергей Волков.

Как увлечь современного школьника изучением физики? Как сделать уроки физики интересными? Как в простой и увлекательной форме рассказать о сложных физических явлениях? Как повысить мотивацию школьников к изучению физики и расширить научный интерес среди молодёжи? Эти и другие вопросы популяризации физических знаний обсуждались в формате открытого семинара, собравшего более двухсот московских преподавателей, учителей организаций общего и среднего профессионального образования, а также представителей пяти филиалов НИТУ «МИСиС».

Дмитрий Ливанов, профессор и физик-теоретик, в начале своего выступления процитировал знаменитого английского физика и космолога Стивена Хокинга «Школьная наука часто преподается в сухой и неинтересной форме. Дети учатся механически запоминать, чтобы сдать экзамен и не видят связи науки с окружающим миром». Вклад в решении этой проблемы профессор Ливанов внес, представив свою новую книгу «Знакомьтесь: наш мир. Физика всего на свете», научно-популярную работу, адресованную школьникам старших классов и студентам.

По словам Ливанова, в настоящее время всего 25% выпускников российских школ выбирают физику в качестве экзаменационного предмета ЕГЭ, однако потенциально эта цифра может быть гораздо выше. Формальное, оторванное от реальности и перегруженное формулами и математическим аппаратом изложение физики в современной школе — тому виной. Помимо этого, в общественном сознании силен стереотип о том, что гуманитарные предметы доступнее и проще для изучения, а в недавнем прошлом с профессиями, вытекающими из гуманитарных знаний, прочно был связан ярлык престижности.

«Особое значение физики для развития цивилизации в том, что, во-первых, — описывая и объясняя явления природы, она формирует научную картину мира современного человека, — подчеркнул Ливанов. — Во-вторых, именно физика определяет технологическое развитие человечества. Все, чем отличается современная цивилизация от обществ прошлых веков, появилось в результате применения на практике физических открытий: исследования в области электромагнетизма привели к появлению бытовых приборов, мобильных телефонов и интернета, механика и термодинамика позволили создать автомобили и поезда, развитие физики полупроводников привело к появлению компьютеров, а аэродинамики — самолетов».

Однако Дмитрий Ливанов обозначил, что гуманитарные науки при глубоком и профессиональном подходе не менее важны, поскольку, в отличие от физики с ее законами окружающего мира, изучают и описывают закономерности, по которым живет и развивается человеческое сообщество.

Сергей Волков, учитель русского языка и литературы, в течение многих лет преподающий у учащихся профильных физико-математических лицеев и школ с углубленным изучением этих дисциплин, отметил, что именно такие дети обладают особым чутьем и интересным, нестандартным взглядом на литературу. К примеру, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» один из его учеников увидел не что иное, как зарождение пространства. «Я» здесь играло роль точки, дорога — луча, разговор с Богом — вертикальную ось системы координат, зарождение плоскости, а разговор звезд — третье измерение пространства.

«Физика — это уникальный школьный предмет, объясняющий чудеса, и сами физики смотрят на мир очень интересно, — подчеркнул Сергей Волков. — Общим принципом, объединяющим такие разные предметы как физика и литература, на мой взгляд, выступает драма. Драма людей — и драма идей. Поэт и физик оба изучают нашу Вселенную, просто с разных точек зрения, и обе дополняют друг друга».

В результате дискуссии участники семинара пришли к общим выводам, что извечный спор физиков и лириков не имеет смысла, поскольку для становления и развития гармоничной личности безусловно важно и то, и другое. Образный аппарат гуманитарных предметов в школах целесообразно использовать при изучении точных естественных наук, максимально приближать задачи к практическим ситуациям.

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»