Как преобразятся города будущего, узнали школьники страны на Всероссийском открытом уроке

15 февраля состоялся Всероссийский открытый урок «Дом, в котором хочется жить», проводимый порталом «ПроеКТОриЯ» совместно с Министерством образования и науки РФ. Мероприятие стало вторым в цикле открытых занятий.

В режиме телемоста на связь с Центром прототипирования высокой сложности «Кинетика» НИТУ «МИСиС» вышли Иркутск, Челябинск, Элиста и Новосибирск.

О комфортном пространстве для жизни, сохранении исторической индивидуальности российских городов, экологии в мегаполисах, городских удобствах в сельских поселениях и о профессиях, которые обеспечивают столь широкий спектр потребностей современной урбанистики, со школьниками говорили ведущие эксперты.

Модератором урока стал руководитель «Кинетики», знаменитый промышленный дизайнер и футуролог Владимир Пирожков.

Вместе с ребятами эксперты рассмотрели три уникальных кейса, которые были воплощены в разных уголках нашей страны:

гармоничное сочетание исторических кварталов и достижений современной индустрии в небольшом старинном городке Тихвин,

реставрация почти утраченных объектов культурного наследия Иркутска и создание 130-го квартала,

строительство самого высокого до 2018 года небоскреба в Европе — «Башни Федерация» в Москве.

Комментируя опыт преображения старинных городов, Денис Леонтьев, генеральный директор КБ Стрелка, остановился на важной мысли: задача сегодняшних градостроителей — придать каждому населенному пункту индивидуальные лицо и характер, а значит создать особую территорию, где жители могли бы проводить время. «Изменения происходят радикальные. Архитектура 20 века — она про объекты: про массовую застройку районов, про небоскребы, про какие-то вау-эффекты. В этой архитектуре главной ценностью был объект. Но 21 век — то это век не объектов, которые как-то размещаются в пространстве — это век самого пространства», — отметил глава КБ Стрелка.

Исторические застройки в современной России большая редкость — всего 2% территории. Как обращаться с ценными памятниками архитектуры, рассказал ректор знаменитой московской архитектурной академии Дмитрий Швидковский, ректор МАРХИ: «Не нужно вписывать исторические застройки в современные. Наоборот, новые застройки должны описывать эти 2%. К тому же, во многих городах такие объекты разрушены и разбросаны. И по существу, это процесс противоположный реставрации. Мы должны сделать так, чтобы они стали драгоценными камнями, в оправе, которую мы создадим». По его словам, нужно тактично относиться к историческим городам, но при этом не лишать их чего-то нового.

Особый интерес у школьников вызвали история создания «Башни Федерация» и неизвестные до этого нюансы вертикального строительства. К примеру, ребята узнали, что при возведении настолько высотных зданий строительные леса поставить невозможно и поэтому элементы здания изготавливаются на производстве, а уже потом изнутри монтируются на изначально спроектированные и встроенные элементы металлического каркаса. Известный архитектор, основатель бюро SPEECH Сергей Чобан рассказал старшеклассникам, как стать хорошим специалистом в области высотного строительства: «Нужно заниматься самыми абстрактными и самыми базовыми из дисциплин и меньше уделять внимание автоматическому заучиванию фактов. Это очень важно, потому что то, что применялось при создании „Башни Федерация“ сегодня — уже вчера. Если вы будете заучивать то, что сделано сегодня, вы автоматически окажетесь во вчера. А вот если вы полагаетесь на базовые знания, основанные на здравом смысле, развиваете интуицию, то это поможет вам в высотном строительстве добиться успехов на следующей ступени.»

Но, конечно, главным вопросом для школьников стал выбор профессии в области архитектуры и строительства. Эксперты отметили, что индустрии сейчас нужны экономисты города, специалисты по городской мобильности, бережливому производству и высоким технологиям, программисты пространств и материаловеды.

Сами участники урока ещё до его начала в социальных сетях проекта тоже выбирали, за какими профессиями будущее отрасли, а какие специалисты в скором времени исчезнут. Подающими надежды стали профессии архитектора и инженера-строителя, а вот сметчики, чертежники и прорабы, по прогнозам ребят, станут ненужны.

Для российских школьников проведут ещё два подобных открытых урока. Приглашенные эксперты уделят внимание цифровой экономике и здравоохранению — мероприятия состоятся 1 и 15 марта, соответственно. Получить подробную информацию об уроках «Нереальная реальность» и «Спасти жизнь человека» можно будет на портале «ПроеКТОриЯ» и в группах проекта в социальных сетях.

Всероссийский открытый урок «Что ты знаешь о еде?» — первый из цикла — набрал более 1 млн просмотров. К онлайн-трансляции подключились 18 146 школ страны.

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»