15 февраля состоялся Всероссийский открытый урок «Дом, в котором хочется жить», проводимый порталом «ПроеКТОриЯ» совместно с Министерством образования и науки РФ. Мероприятие стало вторым в цикле открытых занятий.
В режиме телемоста на связь с Центром прототипирования высокой сложности «Кинетика» НИТУ «МИСиС» вышли Иркутск, Челябинск, Элиста и Новосибирск.
О комфортном пространстве для жизни, сохранении исторической индивидуальности российских городов, экологии в мегаполисах, городских удобствах в сельских поселениях и о профессиях, которые обеспечивают столь широкий спектр потребностей современной урбанистики, со школьниками говорили ведущие эксперты.
Модератором урока стал руководитель «Кинетики», знаменитый промышленный дизайнер и футуролог Владимир Пирожков.
Вместе с ребятами эксперты рассмотрели три уникальных кейса, которые были воплощены в разных уголках нашей страны:
● гармоничное сочетание исторических кварталов и достижений современной индустрии в небольшом старинном городке Тихвин,
● реставрация почти утраченных объектов культурного наследия Иркутска и создание
● строительство самого высокого до 2018 года небоскреба в Европе — «Башни Федерация» в Москве.
Комментируя опыт преображения старинных городов, Денис Леонтьев, генеральный директор КБ Стрелка, остановился на важной мысли: задача сегодняшних градостроителей — придать каждому населенному пункту индивидуальные лицо и характер, а значит создать особую территорию, где жители могли бы проводить время. «Изменения происходят радикальные. Архитектура 20 века — она про объекты: про массовую застройку районов, про небоскребы, про какие-то вау-эффекты. В этой архитектуре главной ценностью был объект. Но 21 век — то это век не объектов, которые как-то размещаются в пространстве — это век самого пространства», — отметил глава КБ Стрелка.
Исторические застройки в современной России большая редкость — всего 2% территории. Как обращаться с ценными памятниками архитектуры, рассказал ректор знаменитой московской архитектурной академии Дмитрий Швидковский, ректор МАРХИ: «Не нужно вписывать исторические застройки в современные. Наоборот, новые застройки должны описывать эти 2%. К тому же, во многих городах такие объекты разрушены и разбросаны. И по существу, это процесс противоположный реставрации. Мы должны сделать так, чтобы они стали драгоценными камнями, в оправе, которую мы создадим». По его словам, нужно тактично относиться к историческим городам, но при этом не лишать их чего-то нового.
Особый интерес у школьников вызвали история создания «Башни Федерация» и неизвестные до этого нюансы вертикального строительства. К примеру, ребята узнали, что при возведении настолько высотных зданий строительные леса поставить невозможно и поэтому элементы здания изготавливаются на производстве, а уже потом изнутри монтируются на изначально спроектированные и встроенные элементы металлического каркаса. Известный архитектор, основатель бюро SPEECH Сергей Чобан рассказал старшеклассникам, как стать хорошим специалистом в области высотного строительства: «Нужно заниматься самыми абстрактными и самыми базовыми из дисциплин и меньше уделять внимание автоматическому заучиванию фактов. Это очень важно, потому что то, что применялось при создании „Башни Федерация“ сегодня — уже вчера. Если вы будете заучивать то, что сделано сегодня, вы автоматически окажетесь во вчера. А вот если вы полагаетесь на базовые знания, основанные на здравом смысле, развиваете интуицию, то это поможет вам в высотном строительстве добиться успехов на следующей ступени.»
Но, конечно, главным вопросом для школьников стал выбор профессии в области архитектуры и строительства. Эксперты отметили, что индустрии сейчас нужны экономисты города, специалисты по городской мобильности, бережливому производству и высоким технологиям, программисты пространств и материаловеды.
Сами участники урока ещё до его начала в социальных сетях проекта тоже выбирали, за какими профессиями будущее отрасли, а какие специалисты в скором времени исчезнут. Подающими надежды стали профессии архитектора и инженера-строителя, а вот сметчики, чертежники и прорабы, по прогнозам ребят, станут ненужны.
Для российских школьников проведут ещё два подобных открытых урока. Приглашенные эксперты уделят внимание цифровой экономике и здравоохранению — мероприятия состоятся 1 и 15 марта, соответственно. Получить подробную информацию об уроках «Нереальная реальность» и «Спасти жизнь человека» можно будет на портале «ПроеКТОриЯ» и в группах проекта в социальных сетях.
Всероссийский открытый урок «Что ты знаешь о еде?» — первый из цикла — набрал более 1 млн просмотров. К онлайн-трансляции подключились 18 146 школ страны.