8 февраля 2018 года Минобрнауки России совместно с порталом «ПроеКТОриЯ» провели Всероссийский открытый урок «Что ты знаешь о еде?»
Как отметила глава Министерства Ольга Васильева: «Новый цикл уроков по профессиональной навигации для старшеклассников, по сути, — продолжение Всероссийского открытого урока, который провел Президент России 1 сентября 2017 года. Главная задача уроков — рассказать детям о тех профессиях, которые необходимы стране. Причём рассказать современным, интересным и понятным языком. Эти уроки — профессиональное ориентирование в новом формате. Я думаю, что уроки будут интересны и понятны ребятам и получат одобрение школьной и родительской аудитории».
Урок стал первым из цикла предстоящих открытых занятий и частью учебного процесса в 18 146 школах России, а на прямую связь с уникальной площадкой урока — Центром прототипирования «Кинетика» Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» — вышли школы из Краснодара, Белгорода, Твери и Ярославля. О востребованных и исчезающих профессиях, инновациях в сельском хозяйстве и необходимых настоящему специалисту знаниях рассказали приглашенные эксперты. Руководитель «Кинетики», знаменитый промышленный дизайнер и футуролог Владимир Пирожков выступил модератором урока.
Первым к школьникам обратился Дмитрий Лашин, председатель совета Директоров, совладелец «Долина овощей». На примере холдинга, который насчитывает сейчас более 60 гектаров теплиц, он развеял миф о том, что современные технологии не применимы в сельском хозяйстве и АПК. «Всей жизнью теплицы управляет компьютер-процессор. А интернет вещей — это наш главный секрет успеха. Благодаря большому количеству датчиков, накапливаем и анализируем около 200 параметров: температуру, влажность, освещенность. Наш агроном — он ещё и IT-специалист, потому что со всеми этими объемами данных ему приходится работать. Вообще, это сегодня основное требование индустрии: нужны люди, которые имеют знания и в сельском хозяйстве, и в технологиях».
Таких специалистов обучают в одном из крупнейших аграрных вузов России — РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. «Мы готовим специалистов по более 500 профессиям», — отметила ректор университета Галина Золина. — «Отрасли сегодня нужны инженеры, хорошие экономисты, операторы управления робототехникой и летательными аппаратами. К каждой профессии будет добавлено слово исследователь: агроном-исследователь, технолог-исследователь, инженер-исследователь».
Вопрос об индивидуальном питании и технологиях, необходимых для этого в аграрной отрасли, задали участники урока Елене Симбирских, кандидату сельскохозяйственных наук, профессору кафедры химии Социально-педагогического института Мичуринского государственного аграрного университета.
«Сейчас развивается такое направление как функциональное питание. Это биологически активные добавки и продукты, которые не только обеспечивают человека энергетическим и пластическим материалом, но и снижают риск заболеваний, ускоряют выздоровление. Еда стала средством профилактики и даже лекарством. Если функциональное питание — наше настоящее, то будущее — за персонифицированным питанием», — объяснила Елена Сергеевна.
Об уникальном опыте нашей страны в контроле обширных сельскохозяйственных территорий ребятам рассказал Кирилл Алифанов, начальник управления информационных технологий ГК «Русагро». Он отметил, что из-за большой протяженности полей, с которой не сталкивается больше ни одна страна в мире, зарубежные разработки нам не подходят и российским аграриям приходится постоянно искать нестандартные решения. К примеру, ГК «Русагро» и «Роскосмос» готовят к запуску низкоорбитальную, низколетящую группировку спутников. С их помощью можно будет отследить процесс созревания растений на полях. В ответ на это школьники поинтересовались, не получится ли так, что роботы оставят специалистов без работы.
«Автоматизация, действительно сокращает работу для людей, но люди не уходят. Они просто перераспределяются на другой фронт работы. У нас в компании численность персонала не сокращается — у нас увеличивается площадь полей. В РусАгро один агроном обслуживает 30 тысяч гектар — это размер небольшого города!», — успокоил школьников Алифанов.
Подводя итоги модератор урока Владимир Пирожков отметил, что такие всероссийские открытые уроки «это новый вид образования с максимально масштабным охватом. Надо учиться быть интересными и максимально неформальными».
Прямой эфир Всероссийского открытого урока «Что ты знаешь о еде?» был доступен на трех онлайн-площадках: «ВКонтакте», «Одноклассники» и портале «ПроеКТОриЯ». Основная часть юных зрителей пришлась, конечно, на социальные сети. Тем более, что ещё задолго до трансляции организаторами для них были подготовлены интерактивные сюрпризы: создан образовательный тест, разрушающий стереотипы о сфере АПК и сельского хозяйства, открыты обсуждения для вопросов спикерам, запущены голосования за исчезающую профессию и профессию-«мотор» отрасли. Результаты голосования подвели в конце открытого урока. Самым перспективным специалистом дети назвали биотехнолога, а имеющей наибольшие шансы уйти в прошлое — профессию доярки. Интересно, что мнение детей и прогнозы экспертов оказались схожи.
В течение всего урока среди участников в социальных сетях проходил флешмоб #смотрюпроекторию. Школьники и педагоги выкладывали на свои странички фотографии и рассказывали, как они смотрят трансляцию. Лучшие записи скоро появятся в группах «ПроеКТОрии», а о школе-рекордсмене по оригинальным фотографиям организаторы обещают снять сюжет.
Впереди российских школьников ждет три подобных урока и ещё больше приятных сюрпризов. Темами станут архитектура и строительство, цифровая экономика, здравоохранение. Они пройдут 15 февраля, 1 и 15 марта, соответственно, в 10:00 по московскому времени. Узнать подробнее о предстоящих мероприятиях можно будет на портале «ПроеКТОриЯ» и площадках проекта в социальных сетях.