Цифровое образование в России начинается с #EdCrunch

Уже четыре года подряд в Москве проходит #EdCrunch — крупнейшая в России и Европе конференция по новым технологиям в образовании, организованная НИТУ МИСИС и «Рыбаков Фонд» при поддержке Минобрнауки и одной из крупнейших в мире учебных онлайн-платформ EdX. В этом году на #EdCrunch съехались тысячи профессионалов из 30 стран — ректоры институтов, директора школ, представители бизнеса в образовательной сфере, разработчики учебных IT-технологий и многие другие. Что показали на #EdCrunch и чего из этого в ближайшем будущем ждать нашим студентам и школьникам?

Цифровая образовательная среда

— Современная экономика требует новых подходов к образованию, и для этого Минобрнауки и запустил проект «Современная цифровая образовательная среда», — приветствуя участников #EdCrunch, сказала замминистра образования Людмила Огородова.

Действительно, СЦОС — это один из важнейших для российского образования проектов, представленных на #EdCrunch. Что же это такое и как должно работать?

Уже несколько лет в мире действуют учебные онлайн-платформы, представляющие из себя агрегаторы университетских курсов по самым разным направлениям и специализациям. Есть крупнейшие и глобальные — типа Courcera или EdX, есть локальные — при каждом серьёзном вузе. Подключаться к ним могут и российские студенты, но для обучающихся в России в первую очередь важны курсы, соответствующие нашим образовательным стандартам, — только в этом случае курс может приниматься и идти в зачёт так же, как и прослушанный очно в аудитории.

Первая официальная платформа отечественных онлайн-курсов, созданная с подачи Минобрнауки восемью ведущими вузами страны, включая организатора нынешней конференции НИТУ МИСИС, заработала два года назад — это Национальная платформа открытого образования (НПОО, opened.ru). Вместе с НПОО сегодня работают порядка 20 различных онлайн-платформ, и встал вопрос — как всё это объединить, стандартизировать и регулировать?

— Мы, как законодатели, должны подготовить изменения в правовое поле, введя туда категорию «электронных университетов», внеся изменения в систему финансирования вузов с учётом прохождения студентами онлайн-курсов, и многое другое, — отметил спикер#EdCrunch, первый зампред Комитета по образованию и науке Государственной думы Олег Смолин.

Иными словами, в ближайшие два с половиной года в рамках СЦОС будет выработан единый подход к существующим и появляющимся платформам онлайн-курсов, которые перестанут быть сами по себе, а объединятся в систему, подобную «единому окну». Студент сможет выбирать курсы по понятным и первоочередным критериям — нужность для его образования, авторитет ведущего курс профессора, статистике популярности у других студентов. Ему не нужно будет ломать голову, зачтут ли этот курс ему в родном институте или нет, сможет ли он перевестись в другой вуз с учётом пройденных курсов и тому подобное.

— Проект «Современная цифровая образовательная среда» этой осенью входит в активную фазу. Сейчас формируется нормативная база для встраивания онлайн-курсов в программы всех вузов, — говорит Владимир Тимонин, замдиректора Департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ.

НИТУ МИСИС — о «цифровом будущем»

В запущенную два года назад систему онлайн-курсов НПОО вошёл ряд самых передовых российских университетов, выбранных для обкатывания технологий «отечественной Coursera». Одни из самых востребованных — курсы НИТУ МИСИС.

— В 2015 году мы присоединились к этому проекту, которому, собственно и был дан старт на конференции #EdCrunch. Университет проводит её уже четвёртый год подряд, — рассказывает ректор НИТУ МИСИС Алевтина Черникова.

— Интерес к онлайн-курсам, размещённым на НПОО, проявили более полутора миллионов подписчиков, начали процесс обучения около 400 тысяч. В НИТУ МИСИС за этот период создано 20 онлайн-курсов по приоритетным направлениям — материаловедение, металлургия, горное дело и прочее. Кроме того, в нашем активе есть курс, очень важный для современного инженера, — «Персональная эффективность: тайм-менеджмент». Это ответ на запрос работодателей: кроме профессиональных к выпускникам существует ещё ряд требований личностного характера — умение работать в команде, брать на себя ответственность, презентовать результаты своего труда. Этот курс входит в число самых востребованных на платформе НПОО. Также НИТУ МИСИС является участником международной образовательной платформы EdX, где размещает свои англоязычные курсы — для наших международных студентов (их у нас более 3000 из 69 стран мира), а также для студентов других университетов из стран дальнего и ближнего зарубежья.

— Что вы, как ректор, ждёте от «Современной цифровой образовательной среды»?

— Этот проект призван сделать «цифровое образование» удобным и эффективным как для обучающегося, так и для преподавателя. Он направлен на повышение качества образования, его доступности, возможности организации смешанного обучения, а также формирования системы непрерывного образования и индивидуальных образовательных траекторий. В современном быстро меняющемся мире специалист, востребованный на рынке труда, должен быстро адаптироваться, масштабно оценивать ситуацию, уметь принимать решения в стрессовой ситуации, одним словом, делать то, что не в состоянии сделать робот. А также обладать навыками к самостоятельному обучению и постоянному самообразованию. Поэтому наша задача — дать студентам новые возможности, расширить межвузовское взаимодействие, популяризировать русский язык среди зарубежных соотечественников.

— Развивая онлайн-образование, не придём ли мы в итоге к тому, что университет превратится в каталог ссылок на онлайн-курсы?

— Уверена, что нет. Онлайн-образование — это инструмент, который только усилит возможности получения качественного образования. Для студентов очень важно общение с преподавателем. С созданием СЦОС его роль не уменьшается, но из лектора, за которым прежде большую часть времени просто механически записывали лекции, он превращается в наставника, собеседника и эксперта, который помогает погрузиться в предмет и разобраться в его деталях и тонкостях.

«Цифра» в школе: не только электронные доски!

— Каждый день увеличивается разрыв между школой и современными требованиями к образованию — школа устаревает, — констатирует гость#EdCrunch Андреас Шляйхер, директор по вопросам образования и навыков Организации экономического сотрудничества и развития, Франция.

— Мы оценивали навыки научного мышления — могут ли ученики думать «как учёные»? Чаще всего подобные навыки отсутствовали... Первый раз такое исследование в странах Европы проводилось в 2006 году. С тех пор появился айфон, гугл-карты, электромобили — многое изменилось. Но повторные исследования показывают, что прогресса в сфере образования немного. В некоторых странах он виден — это Финляндия, Канада, Китай, Сингапур. В остальных — увы, нет... Учителя не готовы к «цифровизации», они сегодня считают нормой предложить детям задание, представляющее собой поиск информации в Интернете... Трое из четырёх учителей по вопросу об инновациях считают, что их школа не готова к ним. Нужно менять мышление, менять педагогические подходы!

Соглашаясь с Андреасом Шляйхером, Павел Рабинович, главный научный сотрудник Федерального института развития образования,рассказывает, как современные российские школы начинают внедрять «навыки XXI века» и какие результаты нового подхода уже достигнуты в школах Москвы и Подмосковья:

— Мы, что называется, «учим учиться», развивая у детей метапредметные компетенции. В нашей работе со школами основной метод — метод проекта. Руководитель проекта — ребёнок, дети сами собирают команды и выбирают темы. Мы же под эти темы ищем им научных консультантов. Вот, к примеру, один из проектов учащихся школы № 29 из Подольска — биотехнологический комплекс. Это оранжерея в 200 квадратных метров, три климатические зоны, автоматизация, роботы, возобновляемые источники энергии, гидропоника, аэропоника. Ещё пример проекта — удалённое управление. Для управления телескопом школьники создали беспроводную систему контроля через Интернет — фактически разработали платформу «интернета вещей»! Да, пока «цифровизация школы» — это сплошные вызовы, от мотивации педагогов до системы оценивания. Но успехи есть, и они налицо!

Смартфон — источник новых знаний

На #EdCrunch участники и гости могли вживую познакомиться с массой реальных российских инновационных проектов, которые уже работают. К примеру, вместо выезда в планетарий реальный, который даже в городах-мегаполисах есть не везде, можно вызвать в школу планетарий виртуальный. Школьники надевают очки дополненной реальности и оказываются в центре вселенной, с разрешением 2K, высококачественным звуком и полным эффектом погружения. Проект виртуального планетария создан одной из компаний — резидентов «Сколково».

А ещё в рамках #EdCrunch проходит конкурс инновационных технологий в образовании. Свежие мысли молодых изобретателей получают не только денежную поддержку, но и внимание всех заинтересованных специалистов образовательной отрасли. В этом году из особо интересных стоит назвать, к примеру, мобильное приложение D-notation Андрея Баяджана из Санкт-Петербурга. Благодаря ему начинающие музыканты могут писать на экране смартфона или планшета нотными символами, изучая нотную грамоту.

— Этот проект простой, в отличие от сложных нотных редакторов, требующих длительного освоения. Любой человек, знакомый с нотным письмом, может с легкостью записать нотный текст на своем мобильном устройстве, — говорит Андрей Баяджан.

Другой онлайн-проект, отмеченный призами на #EdCrunch, — «Дисграф» студентки Сибирского федерального университета Севил Алиевой. Её веб-сервис предназначен для борьбы с дисграфией — нарушением, при котором ребёнок делает массу грубых ошибок на письме, разговаривая при этом нормально. Специальные тесты позволят выявить проблему на начальной стадии, а упражнения — бороться с ней.

Очевидно, что сегодня цифровая среда формирует возможности для образования, о которых недавно просто невозможно было задуматься. К примеру, помощником преподавателя может стать... чат-бот — мобильное приложение с зачатками искусственного интеллекта. Будучи установленным на смартфоны всех студентов группы, чат-бот экономит время педагога для действительно важных «живых» вопросов его учеников.

— Чат-боты молниеносно отвечают на вопросы каждого студента из серии «кто», «что», «когда» и «где», причём делают это 24 часа в сутки семь дней в неделю. Тем самым у преподавателей освобождается больше времени, чтобы учить, а не отвечать на одни и те же вопросы, — уверен участник и спикер #EdCrunch Дональд Кларк, основатель первых в Британии проектов онлайн-обучения, всемирный эксперт в области инноваций в образовании. — Хороший преподаватель понимает, что его ученик знает на «отлично», а какие темы ему нужно подтянуть. Но, к сожалению, учителя не успевают индивидуально курировать программу каждого студента. Ситуацию спасут чат-боты, специализирующиеся на обратной связи!

Евгений Балабас

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»