«Технари-мечтатели»: кто работает в первом центре прототипирования в России

«Только не шумите, у нас идут съемки ролика про машину KIA Soul, в коридорах разговаривать нельзя», — предупреждает Владимир Пирожков, промышленный дизайнер из России с мировым именем. Осенью прошлого года он открыл Инжиниринговый центр прототипирования при МИСиС, где собрал около 30 новейших единиц технологического оборудования и 3D-принтеров, которые могут создать в буквальном смысле все — от мухи до космического корабля. Центр нередко привлекает автомобильные концерны: белые стены и огромное помещение идеально подходят для съемок роликов и презентаций новых автомобилей.

Но автомобили Пирожкова уже не очень интересуют. Более 20 лет он работал за рубежом, разрабатывал интерьеры наиболее популярных моделей Citroёn и Toyota, а потом вернулся на родину, и теперь никуда уезжать не собирается. Пирожков признается: оставил красивую жизнь в Ницце ради интересных проектов — оформления первого Sukhoi Superjet 100, дизайна факела для Олимпиады в Сочи, постройки макета космического корабля для РКК «Энергия» и других. А потом понял, что работы в России столько, что это гораздо перспективнее сотрудничества с любым автоконцерном.

Промышленный дизайн — мало знакомый термин для нашей страны, но Пирожкова это не пугает. Любой дизайн — это полноценная составляющая жизни, поясняет он. Особенно сейчас, когда каждая компания старается придумать яркую и самобытную упаковку, чтобы продать свой товар. От того, насколько удачной идеей окажется востребованный товар в этой упаковке, напрямую зависит и уровень продаж каждой компании (в том числе и государственной), и экономика страны в целом, и ее конкурентоспособность в мире.

«Сейчас все в мире гонятся за дизайном, функция и качество ушли на второй план. Мы долгое время жили наоборот: в СССР в приоритете была функция, а не „этикетка“. Мы работали с металлом и выпускали хорошие продукты, но не попали в дизайн-мир, потому что запад пошел по пути пластика и красивых упаковок», — поясняет Пирожков.

Сегодня то качество, которое было свойственно советской промышленности, точечно осталось в немногочисленных местах, но в основной своей массе пропало. Перспектива возрождать его и наполнять дизайном и привлекла Пирожкова.

«Когда я вернулся, мой главный вопрос заключался в том, где я могу найти мастерскую, которая позволила бы мне качественно реализовывать мои идеи. Оказалось, что единой площадки для этого нет. Нужное качество есть, но оно разрозненное, разбросанное по разным заводам и городам», — говорит Пирожков. Когда команда строила макет космического корабля для МАКС, 12 тысяч уникальных деталей пришлось заказывать поштучно на разных заводах в различных регионах России. Это сильно затягивало процесс.

«Для качественной работы нам нужно контролировать все этапы работы — от закупки правильного материала до выхода конечного продукта, — а для этого нужна единая точка сборки», — рассказывает Пирожков.

Такой точкой и стал Центр прототипирования высокой сложности при МИСиС. Он позволяет придумать оригинальный проект и воплотить его в жизнь «под ключ».

На одной из прошедших выставок «Иннопром» Пирожков уже это продемонстрировал, установив на своем стенде три стола. Первый — с компьютером, на котором люди могли нарисовать все, что хотели. От него шел провод ко второму столу, на котором рисунок выстраивался в 3D-модель. А оттуда тянулся провод уже к третьему столу, где стояли роботы и принтеры, которые тут же печатали результат. Участники выставки были в восторге, особенно дети, вспоминает Пирожков.

Сейчас несколько 3D-принтеров стоят в Центре и создают сложные детали из разных материалов. В одном из помещений установлена гидроабразивная установка — она может резать сталь толщиной в 30 см в пяти координатах (то есть в необходимом положении и под нужным углом). Особенно гордится Пирожков большим фрезерным высокоточным станком, способным обрабатывать композитные материалы и создавать сверхточные изделия, необходимые в авиационной и космической промышленности. Таких установок в России всего три.

Проекты, связанные с космосом — любимые, признается Пирожков. Сейчас его команда под руководством ракетно-космической корпорации «Энергия» создает модель космического корабля будущего. На днях Владимир Пирожков презентует заказчику первые эскизы перспективного космического скафандра для Луны и Марса. Детали рассказывать пока нельзя, но Пирожков делится тем, что в качестве манекена удалось создать максимально приближенную к человеческой фигуру. Точную копию мужчины ростом 190 см и весом 90 кг напечатал один из 3D-принтеров. Теперь она используется и для заказов Минобороны по перспективной экипировке для военных, и для разработки скафандра.

Профессия Пирожкова — создавать новые средства транспорта. Ранее он уже работал над моделью аэромобиля, который, по его подсчетам, в скором времени заменит обычные автомобили. Теперь же в планах — устройства для передвижения на других планетах. Например, луноход.

«До сих пор мы предполагали отвозить на Луну колесный транспорт, но там совсем другие условия — горы покруче и гравитация в шесть раз слабее, поэтому надо продумывать совершенно новую систему передвижения», — объясняет Пирожков.

Штучный товар

Среди сотрудников центра молодежи почти нет. Основные работники — выпускники лучших технических вузов с 10-20-летним стажем. И «возвращенцы» — уехавшие из России за рубеж профессионалы, которые все чаще приезжают обратно и участвуют в проектах Центра.

Сам Пирожков с удовольствием взял бы на работу молодых инженеров, но, по его словам, у большинства из них недостаточно даже базовых знаний, а амбиции при этом завышены.

«Приходит ко мне молодой человек и говорит, что он хорошо обучаемый специалист и готов работать за 200 тысяч. Но если он хорошо обучаемый, то базу должен был выучить раньше, а если он хочет учиться — без проблем, но нужно заплатить за быстрое обучение. Он обижается и уходит», — рассказывает дизайнер.

Качественные люди — штучный товар, подчеркивает Пирожков. И именно таких он хочет собрать в своем «технологическом спецназе» — прикладной магистратуре, которая в скором времени будет открыта на базе Центра. Планируется, что там будут учиться выпускники МИФИ, Физтеха, Бауманки и других лучших технических вузов. «Я бы назвал их „технари-мечтатели“, которые готовы и хотят заглянуть за горизонт нашей рутины, поработать над антигравитацией, перемещением в пространстве, созданием живых организмов или новых форм жизни», — поясняет Пирожков.

В том же Центре планируется открыть детский сад на базе кружков для дошкольников. Идея пришла к Пирожкову, когда он посетил один из таких кружков. Так, например, мальчик, который еще не ходил школу, изобрел «ионолет».

«Равносторонний треугольник на трех спичках, между ними протянуты по две деревянные шпажки, и все это обернуто фольгой. Ребенок достает пульт, который перепаян из старого видеомагнитофона, включает, и этот аппарат вдруг взлетает», — рассказывает Пирожков.

Мальчик объясняет, что поменял заряд ионов с плюса на минус, и его агрегат стал отталкиваться от земли с такой же силой, с какой притягивается. «Вот такие пацаны мне нужны, это наши пассажиры!» — подчеркивает Пирожков.


Валерия Хамраева, РИА Новости