Разработка научно-технологических основ упрочнения и продления срока службы ответственных элементов подвижного состава

«В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии от 03 октября 2014 г. № 14.581.21.0009 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» по теме: «Разработка научно-технологических основ упрочнения и продления срока службы ответственных элементов подвижного состава для обеспечения безопасности российских железных дорог» на этапе № 1 в период с 03 октября 2014 г. по 31 декабря 2014 г. выполнялись следующие работы:

  • Анализ научно-технической литературы, относящейся к разрабатываемой теме;
  • Анализ нормативно-технической документации и других материалов, относящихся к разрабатываемой теме;
  • Анализ повреждаемости в эксплуатации боковых рам тележек грузовых вагонов и определение доминирующих факторов, ограничивающих срок службы (эксплуатационный ресурс);
  • Анализ причин разрушения боковых рам с точки зрения материалов, из которых они изготовлены;
  • Обоснование и выбор направления исследований по разработке научно-технических основ и технологии термического упрочнения методом объемно-поверхностной закалки литых боковых рам тележек грузовых вагонов с повышенным эксплуатационным ресурсом;
  • Разработка программы и методик комплексных системных испытаний и исследований по оценке влияния термического упрочнения методом объемно-поверхностной закалки на чувствительность боковых рам к концентраторам напряжений в поверхности и в теле отливки; циклическую долговечность; статическую прочность и несущую способность. Изготовление образцов и опробование методик на серии образцов;
  • Разработка программы и методик анализа напряженно-деформированного состояния с помощью рентгеновского излучения; определения сопротивления разрушению с помощью высокочувствительного метода измерения акустической эмиссии, методик структурных и фрактографических исследований. Изготовление образцов и опробование методик на серии образцов;
  • Разработка математической модели напряженного состояния боковых рам в эксплуатации с определением критических значений напряжений и мест их возникновения и оценкой величины необходимого запаса прочности и предела выносливости;
  • Построение модели напряженного состояния боковых рам с помощью метода конечных элементов (МКЭ) с использованием суперкомпьютера с учетом наличия концентраторов напряжений;
  • Теоретический анализ возможности и условий реализации метода объемно-поверхностной закалки для литых деталей из низкоуглеродистых сталей. Прогноз изменения структуры и свойств литых деталей при изменении режимов объемно-поверхностной закалки;
  • Комплексный расчет прокаливаемости литых полых деталей с толщиной стенки 20 мм. Расчетное определение минимальной скорости потока воды, необходимой для закалки на максимальную твердость литых деталей из низкоуглеродистых сталей;
  • Изготовление серии опытных плавок стали 20ГЛ с различным содержанием химических элементов в диапазоне марочного состава. Изготовление образцов из слитков для комплексных исследований. Проведение объемно-поверхностной закалки образцов;
  • Построение кинетических диаграмм превращения стали 20ГЛ с различным химическим составом при охлаждении. Комплексные структурные металлографические и электронно-микроскопические исследования и механические испытания образцов литого металла опытных плавок до и после термического упрочнения методами объемно-поверхностной закалки. Определение влияния содержания химических элементов в пределах марочного состава стали 20ГЛ на эффект объемно-поверхностной закалки.
  • Определение температуры хрупко-вязкого перехода на образцах стали 20ГЛ с различным содержанием химических элементов. Определение ударной вязкости и электронно-микроскопический анализ изломов на различных масштабных уровнях.
  • Разработка технического задания для оснащения термической лаборатории. Разработка эскизных конструкторских документов на макеты закалочных устройств для оснащения лаборатории по отработке технологических параметров объемно-поверхностной закалки на фрагментах боковых рам.
  • Изготовление макетов закалочных устройств для отработки режима термического упрочнения фрагментов боковых рам методом объемно-поверхностной закалки в условиях термической лаборатории.
  • Технологическая подготовка экспериментального участка термической лаборатории для проведения экспериментов по термическому упрочнению фрагментов боковых рам методом объемно-поверхностной закалки.
  • Разработка лабораторной методики и аппаратуры для АЭ-диагностики состояния фрагментов боковых рам до и после и термического упрочнения (изготовление макета лабораторного измерительного модуля АЭ для лабораторных исследований, разработка программного обеспечения, проведение лабораторных испытаний).
  • Технологическая подготовка экспериментального участка механической обработки образцов для проведения испытаний.
  • Технологическая подготовка экспериментального участка для проведения механических испытаний экспериментальных образцов.
  • Проведение патентных исследований по ГОСТ 15.011-96.

При этом были получены следующие результаты:

  • Результаты анализа научно-технической литературы показали, что вопросы создания научно-технологических основ эффективного способа термического упрочнения боковых рам тележек грузовых вагонов с целью повышения их трещиностойкости, живучести и общего эксплуатационного ресурса являются актуальными.
  • Проведенный анализ повреждаемости боковых рам в эксплуатации, исследование характерных видов дефектов литых боковых рам и причин их образования, позволил определить доминирующие факторы, ограничивающие срок службы литых деталей в эксплуатации:
    • наличие дефектов литья в наиболее нагруженных зонах (внутренний радиус буксового проема R55);
    • качество ремонта боковых рам в части разделки для удаления дефекта и его последующей заварки и термической обработки;
    • несоответствие физико-механических свойств материала боковых рам (стали 20ГЛ) требованиям нормативных документов;
    • износ и завышение клиньев относительно опорной поверхности надрессорной балки;
    • излом пружин рессорно-пружинного комплекта.
  • Выбраны и обоснованы направления исследований по разработке научно-технических основ и технологии термического упрочнения боковых рам методом ОПЗ, включающие:
    • исследование напряженного состояния с определением критических зон боковых рам с повышенным риском изломов;
    • расчет прокаливаемости стали 20ГЛ методом решения дифференциального уравнения теплопроводности Фурье и методом коэффициентов множителей в соответствии со стандартами ГОСТ 5657-78 «Метод испытания на прокаливаемость» и SAE J406 (США);
    • отработка технологических параметров закалочного охлаждения на фрагментах боковых рам, включающих часть боковой рамы с буксовым проемом с внутренним радиусом R55 с использованием специальных закалочных устройств, конструкция которых обеспечит попадание закалочной среды в виде быстродвижущегося потока воды на упрочняемые поверхности фрагментов рам.
    • установление зависимости между значениями эффективного коэффициента теплоотдачи и скоростью потока воды и между максимальной твердостью стали 20ГЛ и скоростью потока воды , на основании которой будет определена производительность и расход воды лабораторными и промышленными закалочными установками, планируемыми к реализации на стадии ПНИЭР и последующего освоения ее результатов, соответственно.
    • разработка и реализация методик, предусматривающих применение различных видов диагностики литых деталей (рентгеновской, тензометрической, акустико-эмиссионной, ультразвуковой) для оценки состояния боковых рам и их фрагментов, а также при ускоренных предсертификационных испытаниях.
    • исследовательские испытания по оценке получения наиболее полного комплекса результатов, характеризующих физико-механические свойств рам, микроструктуру, остаточное напряженное состояние, напряженное состояния при воздействии статической, динамической (при отрицательной температуре) и циклической нагрузок.
  • С целью проведение исследовательских испытаний, направленных на изучение влияния технологии ОПЗ на механические свойства, ударную вязкость, микроструктуру, внутренние остаточные напряжения, чувствительность к концентраторам напряжений, статическую прочность и несущую способность, динамическую прочность при отрицательной температуре, циклическую долговечность фрагментов боковых рам разработана программа и методика комплексных системных испытаний и исследований, изготовлены образцы и проведено опробование методик. Проведенные испытания подтвердили возможность применения разработанных ПМ для проведения исследовательских испытаний по изучению влияния ОПЗ на свойства боковых рам в рамках проводимых ПНИЭР.
  • Проведенный теоретический анализ возможности и условий реализа­ции метода объемно-поверхностной закалки для литых деталей из низкоуглеродистых сталей позволил прогнозировать изменения структуры и свойств литых деталей при изменении режимов объемно-поверхностной закалки с обеспечением повышения прочностных свойств и циклической долговечности по сравнению с нормализованным состоянием.
  • Результаты расчета прокаливаемости литых полых деталей с толщиной стенки 20 мм позволили определить минимальную скорость потока воды, достаточную для закалки стали 20ГЛ на максимальную твердость, что необходимо для разработки требований к оборудованию для оснащения термической лаборатории.
  • Изготовлены экспериментальные плавки в количестве 25 плавок стали 20ГЛ с различным содержанием химических элементов в диапазоне марочного состава, из 25 плавок отобраны 5 плавок для дальнейших исследований. Изготовлены образцы из слитков для комплексных исследований, проведена объемно-поверхностная закалка образцов.
  • Проведены комплексные исследования образцов литой стали 20ГЛ 5-ти плавок различного химического состава до и после термического упрочнения методом ОПЗ: дилатометрические исследования с построением кинетических диаграмм превращения, электронно-микроскопические исследования микроструктуры и механические испытания на растяжение и ударную вязкость. Получены количественные характеристики температур фазовых превращений, механических свойств и микроструктуры. Определено влияние содержания химических элементов в пределах марочного состава стали 20ГЛ на эффект объемно-поверхностной закалки. Определены температуры хрупко-вязкого перехода на образцах стали 20ГЛ различного состава, проведен электронно-микроскопический анализ изломов на различных масштабных уровнях.
  • Для оснащения термической лаборатории разработано техническое задание, эскизные конструкторские документы, взят в аренду производственный участок в ОАО «ЛЛМЗ», изготовлено оборудование (специальные закалочные устройства 5-ти типов, обеспечивающие попадание закалочной среды в виде быстродвижущегося потока воды на упрочняемые поверхности фрагментов рам) и проведена технологическая подготовка экспериментального участка для проведения экспериментов по термическому упрочнению фрагментов боковых рам методом объемно-поверхностной закалки. С использованием закалочных устройств ОПЗ опробована на фрагментах боковых рам, включающих часть боковой рамы с буксовым проемом с внутренним радиусом R55
  • Разработаны лабораторная методика и аппаратура для АЭ-диагностики состояния фрагментов боковых рам до и после и термического упрочнения, изготовлен макет лабораторного измерительного модуля АЭ для лабораторных исследований, разработано программное обеспечение, проведены лабораторные механические испытания на изгиб на фрагментах боковых рам рессорного проема, получены и проанализированы совместные диаграммы деформации и акустической эмиссии. Показа применимость и высокая информативность метода измерения акустической эмиссии при механических испытаниях фрагментов боковых рам
  • На территории НИТУ «МИСиС» и МГУПС «МИИТ» проведена технологическая подготовка экспериментальных участков для проведения механических испытаний экспериментальных образцов и механической обработки образцов для проведения испытаний.
  • В работе впервые реализован комплексный подход к вопросам исследования влияния термической обработки на свойства литых боковых рам, определяющие их эксплуатационный ресурс, который предусматривает: расчетные и теоретические исследования напряженного состояния боковых рам и его моделирование; контроль состояния боковых рам в процессе испытаний с использованием акустико-эмиссионного анализа.
  • Научную новизну содержат в себе методический подход и результаты исследований по оценке чувствительности литых боковых рам, упрочненных ОПЗ, к концентраторам напряжения. Установлено снижение чувствительности к концентраторам напряжений в 3,8 раза за счет реализации в результате объемно-поверхностной закалки сжимающих напряжений до минус 190 МПа вместо растягивающих напряжений до плюс 60 МПа, получаемых после нормализации боковых рам.
  • Конструкция макетов закалочных устройств предусматривает оригинальную схему подачи закалочной среды в виде быстродвижущегося потока воды на упрочняемые поверхности боковой рамы.
  • Впервые показана возможность получения градиента свойств и создания твердой, упрочненной, износостойкой поверхности и вязкой, но упрочненной сердцевины в стенке упрочняемой боковой рамы из стали 20ГЛ толщиной 20 мм, что приводит к наведению эпюры внутренних остаточных сжимающих напряжений.

Задачи, поставленные при выполнении этапа № 1 Соглашения о предоставлении субсидии от 03 октября 2014 г. № 14.581.21.0009 выполнены в полном объеме и в полном соответствии с Техническим Заданием и Планом-Графиком, что позволит на последующих этапах работы провести экспериментальные исследования влияния объемно-поверхностной закалки на структуру и свойства самих боковых рам, в частности разработать необходимые методики и провести лабораторные исследования, разработать и изготовить лабораторную установку термического упрочнения рам, провести термическое упрочнение и комплексные испытания рам, включая полигонные испытания на «экспериментальном кольце».

Комиссия Минобрнауки России признала обязательства по Соглашению на отчетном этапе исполненными надлежащим образом.

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»